Многие автолюбители недооценивают роль колесного диска в устройстве автомобиля. Он влияет на плавность хода, управляемость автомобиля, динамику. Диск должен быть прочным и надежным. В то же время он является и декоративным элементом, призванным выразить индивидуальность автовладельца и подчеркнуть экстерьер автомобиля.
Чтобы сделать правильный выбор нужно учитывать множество параметров. Рассмотрим поподробнее, как устроен диск, его типоразмер и что означают различные маркировки.
Самые популярные и всегда доступные в Интернет-магазине kolesatyt.ru диски — литые и штампованные.
Штампованные диски изготавливаются из стали и стоят недорого. Главное преимущество штампованных дисков — «неубиваемость» и ремонтопригодность. Штамповка — прочная, но тяжелая (увеличивает вес авто и расход топлива). Один из недостатков данных дисков — отсутствие эстетической составляющей.
Литые диски по сравнению со штампованными более легкие (их вес ниже на 1530%), изготавливаются из сплавов алюминия и магния. Это делает автомобиль более динамичным, облегчает работу подвески, отводит тепло от тормозных механизмов. Точность изготовления литых дисков высокая, что снижает вибрацию и увеличивает ресурс автомобиля. Минусы литых дисков (по сравнению со штамповкой): менее ремонтопригодны, стоимость выше на порядок.
Кованые диски изготавливаются из тех же материалов, что и литые. Но отличается сама технология производства: путем горячей штамповки с последующей закалкой и искусственным старением. Итогом становятся очень легкие, высокопрочные диски, которые в некоторых случаях ремонтопригодны. При сильных ударах деформируются, не разрушаясь при этом. В высокой прочности и кроется недостаток этих дисков — при очень сильном ударе диск останется целым, а весь удар придется на подвеску. Кроме того, эти диски продаются по весьма высокой цене. Кованые диски обозначаются словом FORGED.
Ключевые параметры отражены в маркировке дисков. Очень важно подобрать модель, подходящую именно вашему автомобилю. Почему? Например, из-за неправильного подобранного вылета могут «полететь» ступичные подшипники, диск будет выпирать за пределы кузова, а края резины истираться. Если расположение крепежных отверстий будет на миллиметр больше, чем нужно, ожидайте разбитых креплений и, такое не исключено, потерей колеса во время движения.
Остановимся подробнее на типоразмерах диска, поскольку именно на них стоит ориентироваться при выборе.
Давайте рассмотрим типоразмер диска на примере популярной литой модели «Alcasta M01» с типоразмерами 6.5X16/5X105 ET39 D56.6
Обозначение |
Название |
Стандартные значения |
Расшифровка параметра |
16 |
Диаметр диска |
Для легковых авто и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 |
Это посадочный диаметр (но часто его ошибочно называют радиусом) обода диска. Измеряется в дюймах. Должен соответствовать внутреннему (посадочному) диаметру шины. |
6.5 |
Ширина обода диска |
Возможные значения для легковых автомобилей: от 3,5 до 12 |
Расстояние от внутреннего края одного обода до внутреннего края противоположного. Измеряется в дюймах. Ширина обода диска должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. |
5 |
Количество отверстий для болтов |
Oбычно 4-6, хотя редко бывает 3, 8 или 10 |
Количество крепежных отверстий |
105 |
Расположение крепежных отверстий (PCD) |
Стандартные значения для PCD: 98, 100, 112, 114,3, 120, 130, 139,7 |
Диаметр окружности на которой крепежные отверстия расположены. Даже незначительная (1 мм) разница в PCD диска ступицы приводит к перекосу крепления и неполному прилеганию к ступице |
ET39 |
Вылет диска |
ЕТ с положительным числом - положительный вылет диска ЕТ с отрицательным числом — отрицательный вылет диска ЕТ0 - нулевой вылет диска |
Расстояние в миллиметрах между плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска, и плоскостью, находящейся в зоне соприкосновения диска со ступицей автомобиля. Лучше, если вылет диска соответствует рекомендациям завода-изготовителя, но допускается незначительное отклонение в ±10 мм. В основном все изготовители автомобилей закладывают в конструкцию авто положительный вылет диска, но встречается и отрицательный. Чем меньше вылет, тем диск больше выступает снаружи авто.
И, наоборот, чем больше вылет, тем он глубже «утоплен» внутрь.
Диски с широкой «полкой» (элемент дизайна для спортивных авто и не только)
|
d56.6 |
Диаметр посадочного отверстия |
В среднем 50-70 мм, бывают до 112 мм. |
Диаметр центрального (ступичного) отверстия диска, в миллиметрах. Если диаметр посадочного отверстия диска будет меньше, чем диаметр ступицы, то диск невозможно будет надеть, если больше, то можно использовать центрирующее посадочное кольцо.
|
Дополнительные параметры диска
Тип кромки обода
|
Возможные обозначения на диске для легковых авто: J, JJ, JK, K, B, D, P. Самым распространенным для легковых автомобилей является J, для внедорожников JJ. |
Физическая форма закраины обода, место, где шина соединяется с диском. Под каждой буквой скрыто множество параметров, таких, как: форма контура профиля, радиус закругления, угол наклона полок обода, их высота и другие, и для разных категорий транспортных средств эти параметры свои. Сейчас тип кромки обода не имеет большого значения: все диски выпускаются со стандартными бортами, на которые свободно надевается любая камерная или бескамерная шина подходящего диаметра. |
Кольцевые выступы (подкаты, хампы) |
H — означает, что хамп присутствует только с внешней стороны диска H2 — хамп присутствует с обеих сторон диска |
Тип конструкции и количество кольцевых выступов (хампов) на посадочных полках обода, предназначенных для надежной фиксации бескамерной покрышки на диске и препятствующих оттоку воздуха при боковом воздействии на шину. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, один проще монтировать. |
X-фактор |
- |
Расстояние от привалочной плоскости до внутренней поверхности диска. В автомобилях с выступающими за плоскость диска тормозными элементами, диски с Х-фактором, близким к нулю, могут цепляться за выступающие элементы подвески. |
В типоразмере присутствует еще один параметр — GMF. Это условное обозначение цвета диска. На безопасность и комфорт он никак не влияет, но, тем не менее, мы поставили цвет в один ряд с такими важными характеристиками как вылет, диаметр, PSD и пр.
Сейчас каждый производитель старается делать широкую цветовую линейку дисков, чтобы покупатель смог выбрать те, которые наиболее выигрышно смотрятся на его авто.